Топ 10 популярных мифов о мозге

Не верь всему, что говорят
Мозг — это самый загадочный и изучаемый орган человека. Мы восхищаемся его возможностями, но вместе с тем часто приписываем ему то, чего в реальности нет. В этой статье мы рассмотрим самые популярные мифы о работе мозга и разберемся, что с ним не так и почему.

Миф 1: Мы используем только 10% мозга

Это пожалуй самый популярный и известный миф, который появился в начале ХХ века. Но современные методы визуализации мозга (например, фМРТ) показывают, что практически весь мозг активен в течение дня и даже во время сна.

Рассмотрим процесс чтения. При чтении активна зрительная кора, которая помогает нам увидеть и распознать буквы. Также работает центр чтения, который расположен на границе височной, теменной и затылочной долей коры головного мозга и обеспечивает понимание смысла написанного. А запомнить прочитанное нам помогает гиппокамп.

Таким образом, мы видим, что тут задействован целый ансамбль отделов мозга.
мы используем только 10% мозга

Миф 2: Чем больше мозг — тем выше интеллект

Размер мозга не определяет уровень интеллекта и слабо коррелирует с когнитивными способностями. Гораздо важнее плотность нейронов, качество связей между ними и уровень миелинизации.

Известно, что мозг Эйнштейна был меньше среднего, но отличался повышенным числом извилин в теменной доле — зоне, связанной с абстрактным мышлением. А у китов и слонов мозг в 3–5 раз больше человеческого, но интеллект — ниже.
чем больше мозг - тем выше интеллект

Миф 3: Когда мы спим - мозг отдыхает

Во время сна мозг не перестает работать, он просто меняет тип активности. Например, во время сна происходит консолидация памяти. То есть формирование долговременных воспоминаний за счет передачи информации из гиппокампа в неокортекс.

Во время REM-фазы (фазы быстрого сна) мозг как бы «прокручивает» эмоционально заряженные события дня, снижая их остроту. Это объясняет, почему после хорошего сна вы можете спокойнее воспринимать события, которые накануне казались болезненными и безвыходными.
мозг отдыхает во время сна

Миф 4: Приложения для мозга повышают уровень интеллекта

Сейчас существует огромное множество приложений для тренировки мозга. Но научные данные показывают, что такие приложения улучшают навыки только в тех задачах, которые вы повторяете. Это называется отсутствие трансфера навыка. Если вы играете в игру на внимание, вы становитесь лучше в этой игре. Но это не значит, что вы будете лучше водить машину или быстрее учиться.

В обзоре 2016 года (Simons et al., Psychological Science in the Public Interest) сделан вывод: нет надёжных доказательств, что эти программы повышают общий интеллект.
Для прокачки мозга необходима постоянно обучаться новому, физическая активность, здоровый сон и полноценное питание. Универсального способа не существует - нужен комплексный подход.
приложения для тренировки мозга

Миф 5: Мужской и женский мозг абсолютно разные

У мужчин и женщин есть некоторые анатомичекие и функциональные отличия мозга, но они не определяют интеллект. Например, у мужчин в мозге больше глиальных клеток, связано это с тем, что мужчины эволюционно больше подвержены травматизму.

Функционально мужской и женский мозг работаютт одинаково — оба способны к логике, эмпатии, абстракции и творчеству. Идея, что женщины «эмоциональны, а мужчины рациональны» — стереотип. В исследованиях не выявлено устойчивого превосходства одного пола в таких навыках, как математическое мышление, внимание или креативность.
мозг женщин и мужчин отличаются

Курс онлайн-тренировок "НЕЙРОfit"

Новый онлайн-курс тренировок для мозга и нервной системы.
Пятый поток. Доступ 90 дней. Старт 20 октября.
Дней
Часов
Минут
Секунд

Миф 6: Левое полушарие — логика, правое — творчество

Это типичный стереотип, который возник как упрощенная версия научных данных о специализации полушарий головного мозга. Хотя некоторые функции действительно преобладают в одном полушарии (например, речь чаще слева), абсолютного разделения нет. Практически все сложные действия активируют обе половины мозга.

Исследование (Toga & Thompson, 2003) показало: при логических задачах активны и правое, и левое полушарие, просто в разных зонах.

Художник, рисуя картину, использует левое полушарие для планирования, расчёта пропорций, анализа композиции. Правое — для выбора цвета, пространства, формы. Одно без другого не даст результата.
за что отвечает каждое полушарие?

Миф 7: После 25 лет мозг перестаёт развиваться

Да, формирование лобных долей (ответственных за контроль, планирование и социальное поведение) в среднем завершается к 25 годам. Но нейропластичность, то есть способность образовывать новые нейронные связи, сохраняется на протяжении всей жизни.

Самообучение, смена профессии, изучение языка — всё это стимулирует развитие новых нейронных связей. Пожилые люди, начавшие учить иностранный язык, через 6–8 месяцев демонстрируют улучшение памяти, внимания и даже снижение риска деменции.
после 25 лет мозг перестает развиваться

Миф 8: Алкоголь убивает клетки мозга

В умеренных дозах алкоголь не убивает нейроны, а временно нарушает их связь и нарушает баланс нейромедиаторов. Например, один бокал вина может замедлить моторику, повлиять на эмоциональность речи и нарушить внимание. Такое воздействие временно — и в большинстве случаев обратимо.

При хроническом употреблении — да, происходят структурные изменения, но не в форме «отмирания клеток». При алкоголизме может развиться алкогольная энцефалопатия, но это долгий процесс, связанный с дефицитом тиамина и интоксикацией.
алкоголь убивает клетки мозга

Миф 9: Интеллект определяется только генами

Гены конечно крайне важны, но окружающая среда, воспитание и опыт влияют ничуть не меньше. Наследуемость IQ составляет примерно 50–70%, остальное — обучение, питание, социальная среда, доступ к информации.

Исследования близнецов показывают, что даже генетически идентичные дети развиваются по-разному, если растут в разных условиях. Развивающая среда (ясли, книги, игры, язык, стимулы) существенно влияет на когнитивное развитие в первые годы жизни.

Дети, выросшие в интеллектуально обогащённой среде (чтение, обсуждения, задачи), показывают IQ выше, чем их сверстники из неблагополучных семей — даже при одинаковом генотипе.
интеллект определяется только генами

Миф 10: Музыка Моцарта делает детей умнее

Так называемый «эффект Моцарта» — результат научного недоразумения. В 1993 году было показано, что взрослые после прослушивания Моцарта на короткое время лучше решали пространственные задачи. СМИ превратили это в сенсацию о «повышении IQ».

Серьёзные мета-анализы (Pietschnig et al., 2010) показали: никакой устойчивой пользы от пассивного прослушивания музыки нет.

Ребёнок, который учится играть на музыкальных инструментах, действительно развивает мелкую моторику, память и внимание. Но просто включение классики в комнате не делает ребёнка гением.
музыка моцарта для мозга
Понимание того, как действительно работает мозг — это не только научное любопытство, но и практический инструмент. Это все помогает эффективнее учиться, сохранять когнитивные функции в любом возрасте и критически относиться к потребляемой информации.

А если вам интересна тема работы нашего мозга, то присоединяйтесь к онлайн-курсу тренировок для нервной системы "НЕЙРОfit", в котором мы работаем с телом и мозгом.

Автор статьи: старший тренер Бульбенова О.Н.

*Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки "https://t-rexstudio.by" в качестве источника.

Интересно почитать

Telegram-канал и youtube об умном фитнесе
Telegram
Youtube
Made on
Tilda